Подъемные краны и их виды
Грузоподъемные краны всех типов принадлежат к подклассу грузоподъемных машин. Мостовые и козловые, портальные, башенные и самоходные — не полный перечень разновидностей подъемных машин. Диапазон их использования широк: склады, открытого и закрытого типа, строительные площадки, электростанции.
Степень вращения поворотной части крана определяет его тип. Он может быть неповоротным и поворотным. Типы поворотных машин: железнодорожные, пневмоколесные мобильные (на специальном шасси), гусеничные, пневмоколесные краны. Другое их название — краны стрелового типа самоходные. Поворотная часть этих механизмов способна вращаться. На стене (крыше) промышленного строения монтируется настенно-поворотный, он же кровельный кран. Поворотный механизм портального крана полноповоротного закрепляется на портал. Движется он по рельсам, проложенным по эстакаде или земле. Краны башенные снабжены поворотной частью в виде башни.
Неповоротные машины лишены способности, вращаться по окружности: это мостовые, настенно-консольные. По внешнему виду подобен мосту мостовой кран, поэтому он так называется. Конструкция представляет собой рельсы, по которым скользит мост, на нем — грузовая тележка, оборудованная лебедкой. Электростанции, складские помещения, оснащены кранами мостовыми, грузоподъемность которых составляет 600 тонн. Этим машинам под силу поднять груз на уровень до 50 м, а некоторым — на 500 м.
Верфи судостроительных и цехи судоремонтных заводов невозможно представить сегодня без портального крана. Порты тоже не могут обойтись без него. Плавучие краны на самоходном (несамоходном) понтоне выполняют работы по разгрузке и погрузке судов.
Полупортальному крану требуется одинарный рельс. Грузоподъемность кранов: перегрузочных — 40 тонн, судостроительных около 300 тонн. Вылет стрелы крана: до 100 м у судостроительных; до 35 м у перегрузочных машин.
Краны самоходные стрелового типа применяются при строительных, монтажных работах; на специальном шасси — при закладке фундамента в строительстве. Краны гусеничные, несмотря на медленный ход, имеют повышенную проходимость. Автокраны, поднимающие груз весом более 40 тонн, мобильны и просты в эксплуатации. Машины приспособлены для монтажных и строительных работ в условиях мегаполисов.
Поворотный и неповоротный механизм башенных плавучих машин фиксируется на самоходном (или несамоходном) понтоне. Понтон развивает в час скорость около 15 километров. Они предназначены для работы на плаву. Краны разгружают суда-тяжеловозы, производят строительно-монтажные манипуляции, гидротехнические операции, участвуют в спасательных мероприятиях.