Дизели Челябинского тракторного завода
Челябинский тракторный завод комплектует выпускаемую им специальную гусеничную технику собственными силовыми агрегатами. Это дизели Д-180 (ставятся на бульдозеры Б-10 и Т-170) и В-31М4 (ДЭТ-250).
Начало выпуска дизелей В-31М4 и Д-180 относится к девяностым годам прошлого века. За прошедшие двадцать лет они неоднократно подвергались модернизации, их модельный ряд был существенно расширен за счет двигателей, способных работать в Арктике, пустыне, условиях высокогорья.
Дизель Д-180 — поистине легендарный силовой агрегат, который мог бы работать даже на Луне, имейся на этом спутнике Земли воздух. Точный диапазон его рабочих температур не определен, но он работает одинаково эффективно как в Якутии, так и в Каракумах. Это всеядный двигатель, способный работать не только на солярке, но и на керосине, а при необходимости — на газовом конденсате. Ремонтировать его можно на любой, мало-мальски приспособленной площадке, хотя необходимость в этом возникает крайне редко. До капитального ремонта он способен отработать 10 тысяч моточасов.
Двигатель В-31М4 мало уступает «сто восьмидесятому» в надежности и неприхотливости, но встречается он реже, поскольку бульдозер ДЭТ-250 — не самая распространенная специальная техника. Эксплуатации обеих моделей дизельных двигателей не вызывает никаких осложнений, поскольку за два десятилетия на предприятиях и в мастерских образовался очень обширный парк оборудования и приспособлений для их ремонта, а также накоплен большой практический опыт и знания об их особенностях.
Нет дефицита и в обеспечении этих двигателей запасными частями. Больше всего заменяемых деталей и расходных комплектующих предлагается к дизелю Д-180, поскольку он установлен на большинство моделей дорожно-строительной техники. Для В-31М4 запасные части можно приобрести непосредственно на ЧТЗ-УралТрак или у официальных дилеров этого предприятия по специальному заказу.
Дизели Д-180 и В-31М4 выпускаются до сих пор, но, из-за морального устаревания этих силовых агрегатов, работы по их модернизации остановлены. На новые модели гусеничной техники Челябинского тракторного завода, в частности — на бульдозеры 10–15 класса мощности, устанавливаются дизели ЯМЗ-236 Ярославского моторного завода и североамериканской компании Cummins.