Волгоградскому тракторному заводу исполняется 85 лет
2015 год — год 85-летия ввода в строй действующих предприятий Сталинградского тракторного завода имени Ф.Э. Дзержинского (именовался так до 1961 года), более известного как Волгоградский тракторный завод, а ныне — ООО «Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ». Предприятие входит в крупнейший машиностроительный холдинг РФ «Концерн «Тракторные заводы» (известен на международном рынке как Machinery & IndustrialGroup N.V.).
В зеркале истории
История предприятия отражает, как в зеркале, историю великой страны, которая в XX веке, увы, не знала легких времен. Самый современный по европейским меркам тех лет тракторный завод возводился, по сути, нищей страной и в условиях острого дефицита квалифицированных кадров. Но это было время сумасшедших по темпам первых пятилеток. Страна не успела отдышаться, как подверглась нападению фашистской Германии. Коллектив героически трудился, а затем принял самое непосредственное участие в Сталинградской битве. С окончанием войны тракторостроители помогали стране восстанавливать разрушенное народное хозяйство. Не легче было и в последующие годы: перестройка, реформы, экономические кризисы. Волгоградские тракторостроители с честью выдержали все испытания и уверено смотрят в будущее.
Для большинства заводчан гордость за родное предприятие органично переплетается с патриотизмом. Эти два великих чувства постоянно формируют ту духовно-нравственную основу, которая питает и отношение к труду, и профессиональные устремления, и трудовые традиции. Так что, по большому счету, история завода — это история коллектива и каждого человека в развитии, независимо от того, кем он был или является сейчас, — рабочим или технологом, конструктором или руководителем. Их биографии сплелись в историю завода, за каждой строкой которой — жизнь и судьба конкретного человека.
По заслугам и награды
Героический труд коллектива Волгоградского тракторного завода по достоинству вознагражден Родиной. На знамени предприятия — два ордена Ленина, орден Отечественной войны Iстепени и орден Трудового Красного Знамени.
Всего два года потребовалось коллективу после запуска производства, чтобы СТЗ вышел на проектную мощность — 144 трактора СТЗ-1 в сутки! Это был весомый вклад в наращивание промышленного и сельскохозяйственного потенциала молодой советской страны. Одновременно с работой на народное хозяйство коллектив трудился на оборону, осваивая выпуск танка Т-26, бронетранспортеров и легендарной «тридцатьчетверки». Кстати, заводчане выпустили 3800 танков Т-34. Боевые машины восстанавливались под артиллерийскими обстрелами и уходили в пекло Сталинградской битвы непосредственно из цехов завода.
После войны нужно было восстанавливать страну, и коллектив СТЗ наладил массовое производство сначала ДТ-54, а затем ДТ-75. Всего их тогда было выпущено более 2,5 млн единиц. Эти надежные машины можно было встретить в любом уголке необъятного Советского Союза, они исправно трудились в различных отраслях экономики, в том числе помогали осваивать целинные и залежные земли, чтобы досыта накормить народ-победитель.
Ради мира на земле
Все эти годы и в последующее время коллектив Волгоградского тракторного продолжал работать также над созданием военной техники, отправив в Советскую, а затем в Российскую армию десятки типов боевых машин, в том числе плавающий танк ПТ-76, различного назначения бронетранспортеры, БМД (боевые машины десанта) четырех поколений, самоходную противотанковую пушку 2С25 «Спрут-СД».
Буквально в прошлом году волгоградские тракторостроители выполнили двухгодичный государственный контракт, благодаря которому ВДВ получили 212 единиц капитально отремонтированных и модернизированных БМД-1 (с приведением их к виду БМД-2).
Быть в постоянном развитии — вот девиз и философия коллектива «ВМК Волгоградский тракторный завод». Одновременно с участием в текущем ремонте БМД непосредственно в войсках и комплектацией спецпроизводства ОАО «Курганмашзавод», ОАО «Специальное конструкторское бюро машиностроения» (г. Курган) и СКБ ООО «ВМК Волгоградский тракторный завод» активно разрабатывают несколько перспективных военных направлений. Одна из разработок в качестве опытного образца модернизированной СПТП 2С25 «Спрут-СДМ1» будет представлена на Международном научно-техническом форуме «Армия-2015» в июне нынешнего года. А государственные испытания опытная партия этих боевых машин пройдет уже в 2016 году. Кроме того, решено использовать базу шасси «Спрут-СД» для разработки модернизированной бронированной ремонтно-эвакуационной десантной машины БРЭМ-ДМ.
Ведутся также другие разработки, в том числе по теме «Зауралец-Д» и по шасси для нового САО (самоходное артиллерийское орудие), опытно-конструкторские работы по которому поручены конструкторскому бюро «ВМК Волгоградский тракторный завод», а головным исполнителем назначено ФГУП «ЦНИИТОЧМАШ». Два опытных образца самоходного орудия уже отправлены на предварительные испытания.
Начата работа над расширением линейки боевых машин на базе БМД-4М и БТР-МДМ. В планах компании создание машин, оборудованных системами управления ПВО, а также химической и радиоэлектронной разведки. Все они должны пойти в производство уже в ближайшие годы.
Лидер российского машиностроения
За 85 лет в компании наработан огромный опыт создания современной и во многом уникальной самоходной военной техники, отработана методика ее восстановления и модернизации. Трудовой коллектив обладает огромным творческим потенциалом, позволяющим успешно выполнять любые поставленные задачи.
Одновременно продолжаются разработка и производство техники гражданского назначения, отвечающей потребностям различных отраслей экономики, в том числе сельского хозяйства. Сельхозпроизводители по достоинству оценили возможности трактора Агромаш 90ТГ и не имеющей аналогов в России уникальной оросительной системы «Агромаш-Ниагара». При этом вся техника выпускается тракторостроителями только из материалов и узлов, произведенных в России.
Никакие кризисы, санкции и прочие экономические трудности не останавливают поступательного развития Волгоградского тракторного завода. Предприятие было и остается лидером российского машиностроения, занимая ведущее место в концерне «Тракторные заводы».