Безопасность газомоторной техники АГРОМАШ
Использование компримированного газа (КМГ) в качестве топлива для газомоторной техники АГРОМАШ дает неоспоримые преимущества. Однако многие владельцы тракторов этой торговой марки не торопятся переходить с бензина, дизельного топлива и пропанобутановой смеси на природный газ. У них возникает сомнение в безопасности этого вида топлива, так как оно находится в баллонах под высоким давлением (200 атм.). При таком способе хранения нельзя полностью исключить вероятность утечки газа. Поэтому потребителям нужна гарантия, что он не воспламенится от нагретого во время работы двигателя и не приведет к возгоранию дорогостоящих агрегатов.
Кто регламентирует нормы безопасности использования КМГ
Установка и эксплуатация газового оборудования на транспортных средствах регламентируется ЕЭК ООН ст. 110, правилами принятыми Европейским экономическим содружеством. И хотя, содержащиеся в нем требования не распространяются на технику сельскохозяйственного назначения, конструкторы «Завода инновационных продуктов», входящего в крупнейшее российское объединение «Тракторные заводы» выполняют все указанные в них требования добровольно, обеспечивая полную безопасность газомоторной техники АГРОМАШ. Что включает свод правил безопасного использования КМГ в качестве топлива для автомобильного и других видов транспорта?
Основные критерии безопасности
Разные виды топлива хранятся в специальных баках или баллонах под определенным давлением: бензин и дизтопливо — под атмосферным; СНГ (сжиженный нефтяной газ) в баллонах — 12 атм.; компримированный газ — 200 атм. Поэтому основным критерием безопасности является запас прочности баллонов. Они выпускаются 4-х типов:
- I тип — из высокопрочного металла;
- II и III типы — металлические с пластиковой оболочкой, которая в момент разрыва раскрывается, выпуская газ, а не разрывается на части;
- IV тип — из композитных материалов.
Они выдерживают давление от 700 до 800 атм., что в четыре раза превышает номинальное давление газа в баллонах.
Следующее требование — оснащение газовых баллонов специальными вентилями, автоматически перекрывающими подачу газа в различных ситуациях:
- в момент остановки двигателя, защищая от утечки газа, когда его потребление прекращено;
- при разрыве подающей газ трубки;
- при повышении температуры или давления до критических значений (если на тракторе нет солнцезащитных кожухов или возник источник открытого огня).
К основным критериям безопасности относятся и требования, предъявляемые к расположению баллонов. Они относятся к самым габаритным и тяжеловесным агрегатам топливоподающей системы трактора. На первых моделях газомоторной техники АГРОМАШ газовые баллоны размещались на крыше кабины трактора. Это создавало ряд неудобств:
- Снижалась поперечная устойчивость машины.
- Кабина во время выполнения работы сильно раскачивалась.
- Баллоны в течение всей рабочей смены находились под палящими лучами солнца. Они перегревались. В них повышалось давление газа.
- Возникали трудности транспортировки техники.
- Осложнялся въезд в производственные помещения (теплицы, склады, фермы и пр.).
На тракторах нового поколения газовые баллоны размещаются сзади и по бокам кабины. При этом дорожный просвет и прочие технические параметры остались неизменными. Трактор может выполнять все технологические операции без потери качества. Избежать непредвиденных осложнений при навеске сельскохозяйственных орудий позволяют камеры заднего вида, передающие информацию на жидкокристаллический дисплей, размещенный в кабине.
Факторы, обуславливающие безопасность использования КМГ
Вопреки бытующему мнению о взрывной опасности природного газа, воспламенить его гораздо сложнее, чем другие виды топлива. Природный газ воспламеняется при температуре 700 °C, которая почти в два раза выше температуры воспламенения дизельного топлива (360 °C) и бензина (300 °C). К тому же, в отличие от традиционных видов топлива, даже при самой высокой температуре не произойдет возгорания переобедненной (менее 5% газа) или переобогащенной (более 15% газа) газовоздушной смеси.
К тому же природный газ обладает высокой степенью летучести. Его плотность меньше плотности воздуха в два раза. Поэтому даже если возникнет утечка, он быстро удалится в верхние слои атмосферы. А вот бутанопропановая смесь плотнее воздуха в полтора раза. Она может скапливаться под днищем трактора и вспыхнуть даже от небольшой искры.
Гарантией экологичности, экономичности, надежности и безопасности газомоторной техники АГРОМАШ служит крупномасштабный комплекс мероприятий, проводимых производителем. В него входит выполнение основных регулировок на специальном стенде, позволяющем осуществлять строгий контроль нагрузочного и скоростного режимов, а также обязательная обкатка газового двигателя. Безопасность применения оборудования этого типа подтверждают и соответствующие сертификаты.