Топливозаправщики


Топливозаправщик

Топливозаправщики (АТЗ) разных типов входят в число самой востребованной спецтехники. Благодаря наличию заправочного оборудования они могут не только транспортировать продукты переработки нефти потребителям, но и заправлять топливом подвижной состав, работающий на бензине и солярке. В отличие от автоцистерн, которые используются для перевозки нефтепродуктов с нефтебазы до автомобильных бензоколонок и других крупных хранилищ топлива, топливозаправщики служат преимущественно для доставки и заправки нефтепродуктами рабочих емкостей самолётов, тракторов, комбайнов и другой специальной техники, которая не может самостоятельно передвигаться к автозаправочным станциям.

Особенности конструкции топливозаправщиков

Основной частью автомобилей для заправки топливом является цистерна круглой или эллиптической формы сечения. Цистерна производится преимущественно из прочной стали. Некоторые производители выпускают цистерны из алюминия. Для усиления корпуса емкостей предусмотрены дополнительные конструкции, которые располагаются внутри и снаружи цистерны. Конструкции, которые находятся внутри ёмкости, дополнительно выполняют функцию волнорезов. У топливозаправщиков может иметь один или несколько герметичных отсеков внутри цистерны, что очень удобно при одновременной перевозке разных продуктов переработки нефти.

По сравнению с обычными автоцистернами, топливозаправщики имеют более сложную конструкцию. При их изготовлении применяются как стандартное инженерное оборудование, так и специальные устройства. Перечень обязательного оборудования для оснащения АТЗ состоит из фильтра тонкой очистки, топливораздаточного пистолета и счетчика выданного топлива. Важнейшим элементом комплектации таких автомобилей является насосное оборудование, которое используется для закачивания топлива в свою цистерну, перекачки из своей цистерны в другую, слива нефтепродукта, перекачки из одной ёмкости в другую, минуя свою цистерну. Привод насосной установки работает от двигателя базового шасси.

В конструкции цистерны топливозаправщика предусмотрен люк с крышкой, снаружи её монтируется лестница, а также дренажная и заливная трубки. Полезный объём ёмкости определяет количество топлива, которое может транспортироваться данным автомобилем.

Монтаж цистерны осуществляется на прочное и многоосное шасси автомобилей, у которых колёсная база позволяет без дополнительного усиления и дооборудования установить резервуар требуемого объёма. Для изготовления такой спецтехники традиционно используются шасси автомобилей КамАЗ, МАЗ, Ford Cargo, Урал, Scania, Volvo, MAN.

На выбор топливозаправщика, в первую очередь, влияет область его применения. На рынке представлены армейские, аэродромные АТЗ, а также машины компактного исполнения. Второстепенными параметрами классификации такой техники является объём и тип цистерны, вид и марка транспортируемого топлива, скорость подачи нефтепродуктов.