Натяжитель гусеницы ДТ-75


Натяжитель гусеницы ДТ-75

Натяжитель гусеницы ДТ-75 — это специальный механизм, который устанавливается на каждой гусенице и регулирует степень ее натяжения. Степень натяжения должна находиться в заданных пределах, которые указаны в инструкции по эксплуатации трактора. Не допускается как слишком сильное натяжение гусеницы, так и слишком слабое.

На что влияет степень натяжения гусеницы

Как натяжитель, так и саму гусеницу ДТ-75 необходимо поддерживать в исправном состоянии. От этого зависят как точность регулировок натяжения гусениц, так и, как следствие, скорость износа трущихся деталей и уровень эффективного использования мощности трактора. Экспериментально доказано: если гусеницы неправильно натянуты, впустую тратится до 10% мощности.

Слишком сильное натяжение гусениц увеличивает силу трения в шарнирных соединениях, что ускоряет износ деталей и ведет к непроизводительным потерям мощности двигателя. Если же гусеницы натянуты слишком слабо, это приводит к их провисанию и «биению», что влечет увеличенный отбор мощности двигателя на перематывание таких «болтающихся» гусениц.

Необходимо строго придерживаться нормативов регулировки натяжения (они указаны в инструкции завода-изготовителя) и по другой причине. Если при обычной для трактора ДТ-75 скорости движения в 3,5-5 км/час степень натяжения гусениц остается стабильной, то при возрастании скорости натяжение значительно увеличивается в 1,5 раза на скорости от 5 до 9 км/час и почти в 3 раза на скорости от 9 до 15 км/час. Нормативы регулировки учитывают эти особенности, и натяжитель гусеницы ДТ-75 при строгом соблюдении требований инструкции способен минимизировать негативные последствия такого натяжения.

Ремонт натяжителя

Ремонт несложен. Натяжитель демонтируют (предварительно сняв гусеницу), заменяют изношенные детали, затем снова собирают и ставят на место. Гусеницу с отремонтированным натяжителем устанавливают обратно и проверяют степень ее натяжения. Если натяжение не дотягивает до норматива, гусеницу подтягивают натяжителем.

Следует иметь в виду, что на большинстве модификаций трактора установлен механический натяжитель гусеницы ДТ-75 со сдающим пружинным звеном. Однако на новых моделях ДТ-75 можно все чаще видеть пневмогидравлический натяжитель. Его принципиальная схема — цилиндр, жестко укрепленный на гусеничной тележке. Такой натяжитель конструктивно более сложен, однако благодаря пневмогидравлике существенно повышает точность регулировок и, соответственно, увеличивает рабочий ресурс гусеницы.