Двигатель ДТ-75 (СМД)

Наименование
1 Водяной насос
2 Головка цилиндров
3 Водоотводящая труба
4 Форсунка
5 Впускной коллектор
6 Фильтр тонкой очистки топлива
7 Предпусковой подогреватель
8 Пусковой двигатель
9 Картер маховика
10 Блок-картер
11 Поддон блока картера
12 Маслозаливная горловина
13 Маслоизмерительный стержень
14 Топливный насос
15 Фильтр грубой очистки топлива
16 Картер распределительных шестерен
17 Cчетчик моточасов
18 Вентилятор

На базовый трактор, используемый в качестве тягача для грейдеров элеваторного типа, скреперов, бульдозеров и прочих дорожно-строительных машин устанавливается двигатель ДТ-75 СМД. Он имеет несколько модификаций, отличающихся от первоначальной модели (СМД-14) расположением пусковой системы, масляного фильтра, водяного насоса.

Четырехцилиндровая моторная установка размещается на передней части рамы трактора. Она фиксируется в 4-х точках. Для ее установки используется подвеска, аналогичная автомобильной. Сверху двигатель закрыт капотом. С правой стороны от него установлен генератор Г-214-Ф41, вырабатывающий постоянный электрический ток, и насос гидросистемы НШ-46У шестеренчатого типа. Пусковой двигатель (модель ПД-10У) оснащен электростартером. Его мощность — 10 л.с. Установка электрофакельного предпускового подогревателя на всасывающем коллекторе значительно облегчает запуск дизеля в морозы.

Двигатель СМД-14 имеет жидкостную систему охлаждения. Радиаторы (масляный и водяной), расположенные перед мотором, защищены от попадания атмосферных загрязнений брезентовой шторкой. Система смазки — комбинированного типа. Масляные фильтры размещены под двумя колпаками в едином корпусе. Образование горючей смеси в цилиндрах двигателя осуществляется вихревым способом в специальной вихревой камере. При частоте вращения коленчатого вала в 1700 об/мин., дизель развивает мощность в 55 кВт (75 л.с.). Благодаря этому, он создает достаточно мощную силу тяги (до 3-х тонн) даже на относительно малой скорости (менее 15 км/час). К неоспоримым достоинствам двигателя СМД-14 относятся экономичный расход топлива, компактность и небольшой вес (675 кг).

Модернизированный двигатель СМД-18 отличается от СМД-14 наличием турбонаддува и более высокой мощностью, составляющей 95 л.с.