Правила обслуживания двигателей АМЗ


Двигатель АМЗ

В осеннее время, когда опадают желто-оранжевые листья и собирают урожай, производят ремонт и покупают новые запчасти к сельскохозяйственной технике, в особенности к тракторам под маркой ДТ-75.

Значительной статьей расходов в такое время являются затраты по обслуживанию тракторов ДТ-75, а именно на ремонт их двигателей.

За последние десятилетия на данных тракторах можно было наблюдать только двигатели производства Алтайского моторного завода. Однако в последнее время число произведенных вариантов алтайских дизелей значительно возросло.

Наравне с признанными безнаддувными двигателями для тракторов марки А-41 завод стал производить такие дизели, как Д-442-24-1И, Д-440-22 и Д-442-ВИ, предназначенных специально для тракторов ВТ-100Д, ДТ-75Д и ВТ-150Д. Данные дизели мощнее (98-158 лошадиных сил) с частотой вращения коленчатого вала — до 1900 оборотов в минуту посредством использования турбонаддува.

Обслуживание, ремонт, а также эксплуатация данных двигателей заключаются в определенном подходе и имеют свои нюансы.

Для начала следует обратить внимание на применение в вышеперечисленных двигателях ряда новейших узлов и различных деталей:

  • Новейшие дизеля с турбонаддувом обладают цилиндропоршневой группой последней конструкции. Произведенные перемены значительно снизили потребление на угар масла. Поршни — с нирезистовой вставкой под верхним поршневым кольцом. Кольцо сверху — с двухсторонней трапецией, кольцо третье — плоское, в высоту 3 мм, а маслосъемное кольцо — в 5 мм.
  • Чтобы увеличить надежность уплотнения газового стыка и снизить трудоемкость, стоимость ремонта, следует поставить стандартизированные специальные головки цилиндров. Для обозначения модели двигателя, имеющего индивидуальные головки цилиндров, к названию добавляют букву «И» (к примеру, А-41И).
  • Блок-картер для установки специальных головок, не взаимозаменяем со старой версией блока-картера.
  • Система вентиляции картера также претерпела изменение. Справа на блок-картер установили новейший сапун.
  • При производстве на Алтайском моторном заводе дизелей используются новейшие коленчатые валы, коренные шейки которых имеют диаметр в 10,8 см, которые ставят вместе с вкладышами коренных подшипников с тонкими стенами.
  • Двигатели с индивидуальными головками имеют форсунки особой конструкции с удлиненным колпаком, с проточкой под резиновым уплотнительным кольцом. В новейшей конструкции колпаков масло картерное не разжижается топливом дизельным.
  • С целью серийного выпуска заводом двигателей специально разработана новейшая модель водяного насоса с увеличенным размером уплотнения торца, с отсутствием в крыльчатке опорной втулке, а также с крыльчаткой, которая установлена на конусной посадке валика.
  • Все двигатели за исключением Д-442-57И/56И/59И обладают одноклапанным термостатом ТС-108-03, который открываться начинает при достижении температуры охлаждающей жидкости в 68-72 градуса. А жидкость при этом начинает циркулировать не только по малому кругу, но и через сам радиатор.
  • Все модели данных двигателей обладают новейшим полнопоточным масляным фильтром с двумя секциями и сменными фильтрующими элементами бумажными. Такой фильтр снижает пусковой износ и трудоемкость технического обслуживания. Заменить фильтрующие элементы на новые можно при ТО-2 непосредственно после промывания всей системы смазки вместе с заменой в картере данного двигателя масла.
  • Новейший фильтрующий элемент ЭФТ-80А с одной секцией (вместо двухсекционного), для очистки топлива способен снизить время и расходы на ремонт тракторов.
  • Новые алтайские двигатели с газотурбинным наддувом обладают воздушным радиатором для охлаждения воздуха, способствуют приросту (до 75%) мощности, уменьшают потребление топлива, а также тепловую напряженность всех деталей в двигателе.

Для того, чтобы данный двигатель смог отработать положенный срок, нужно верно его эксплуатировать и совершать его обслуживание. По этому поводу Алтайское предприятие по производству моторов дает некоторые важные рекомендации:

  1. Неприемлемо устанавливать поршни двигателей А-01, А-41 в сборке с поршневыми кольцами двигателей, имеющих газотурбинный наддув.
  2. Для надежной работы двигателей со специальными головками нужно четко следовать порядку проведения затяжки гаек для крепления головок;
  3. Новейший двигатель после обкатки должен быть проверен в обязательном порядке на качество затяжки гаек цилиндровых головок и где нужно, надо их подтянуть.
  4. При эксплуатации двигателей с газотурбинным наддувом, нужно строго следовать инструкциям с целью избежания в роторе «сухого трения», появлению на опорных шейках вала ротора задиров, его заклинивания ротора и др.
  5. Запрещено непосредственно до выключения подачи топлива останавливать двигатель с коротким и резким увеличением частоты вращения коленчатого вала.
  6. Для смазки системы новейших алтайских двигателей, имеющих газотурбинный наддув, необходимо использовать масло М-10ДМ (если температура воздуха больше 5 градусов, а если меньше, тогда применяется масло М-8ДМ).
  7. Отдельно следует уделить внимание при эксплуатации обслуживанию форсунок.
  8. Во время эксплуатации охлаждающего устройства для надувочного воздуха следует постоянно поддерживать чистоту его сердцевины, а также герметичность в самих соединениях данного охладителя.

Кроме всего сказанного, необходимо еще остановиться на другом не менее важном моменте. Каждый владелец данных двигателей постоянно стоит перед сложным выбором, запчасти какого производителя лучше приобрести. Нужно следовать рекомендациям по следующим производителям узлов, деталей, предназначенных для обслуживания и ремонта новейших двигателей:

  • Поршневые кольца, сами поршни, цилиндры (ЦПГ) приобретать лучше Конотоп, СТАПРИ либо Мотордеталь. Гарантия хорошего качества и приемлемой цены обеспечена.
  • Новейшие двигатели с 4-мя цилиндрами и газотурбинным наддувом лучше сочетаются с турбокомпрессорами ТКР-7С1 отечественного производства, которые производит НПО «Турботехника», а также турбокомпрессорами К-27 чешского производства. Турбокомпрессоры этих производителей способны обеспечить максимальную надежность работы форсированного двигателя. Это подтверждают заводские исследования и различные испытания производителей.